Художники блокадного Ленинграда

Большинство открыток, которые были выпущены в блокадном Ленинграде, выполнены по оригиналам произведений известных живописцев, графиков, а также молодых фронтовых художников. Тот же военный плакат, превратившись в открытку, приобрел новое качество - некий призывный рисунок дополнялся душевным словом, обращенным к конкретному адресату.

Даже в самые трудные дни ленинградской блокады выпуском почтовых карточек занималось несколько издательств: "Искусство", Воениздат НКО, ЛОССХ, Политуправление КГБ и другие. Особенно редкими считаются те открытки, что были изданы во фронтовых условиях политотделами воинских частей. Открытки эти выходили как отдельными выпусками, так и сериями - всего за годы блокады появилось больше 800 сюжетных открыток. Самыми известными из них стали "Ленинград в дни Отечественной войны", "Герои Балтики", "В тылу врага".

По количеству изданных листов ленинградский военный плакат сумел занять второе место после Москвы. Не смотря на то, что создавался он в фронтовых условиях, все же отличался высоким художественным уровнем.

наибольшую известность получили серийные выпуски "Боевого карандаша". Лучшие плакаты увеличивали, и огромные агитационные панно появлялись на разрушенных улицах города. В годы героической битвы за Ленинград хорошо была известна марка плакатов "Боевого карандаша" - палитра и винтовка с карандашом, направленным как штык.

В литографированных эстампах, которыми были листы "Боевого карандаша", художники использовали традиции народного лубка, где присутствует и рассказ, и меткое наблюдение, и строгое нравоучение. В первую очередь плакаты предназначались для фронта.

История "Боевого карандаша" началась во время войны с Финляндией, а именно со стенгазеты Ленинградского отделения Союза советских художников, носившей название "Карандаш". Самый первый номер "Боевого карандаша" вышел уже 23 июня 1941 г. и назывался "Фашизм - враг человечества. Смерть фашизму!". Создателями и постоянными участниками "Боевого карандаша" были графики И. Астапов, В. Курдов, В. Гальба, Н. Муратов, Ю. Петров. Активно в нем сотрудничали Н. Холодов, Н. Быльев, В. Тамби, В. Кобелев. Дух коллективизма, чувство локтя помогали художникам, поэтам, полиграфистам за одну ночь создавать запоминающиеся листы. Их было двадцать восемь - художников и поэтов "Боевого карандаша"; каждый четвертый из них погиб.

Огромный вклад в художественную летопись Великой Отечественной войны внесли художники, работавшие на передовой. Основной формой работы во фронтовых условиях были натурные зарисовки - эпизоды из фронтовой жизни, портреты боевых товарищей. Позже они легли в основу законченных произведений и целых графических серий.

Особая привлекательность фронтовых рисунков заключается в том, что они дают уникальную возможность без прикрас увидеть реалии тех драматических дней, взглянуть в глаза конкретным людям - скромным солдатам Победы. Это бесценные документы, своего рода дневники эпохи.

Из двух зол обычно выбирают то, которое легче причинить. Данил Рудый